СПБ ГКУЗ "ПБ Святого Николая Чудотворца"

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница Святого Николая Чудотворца"

Психообразование

10 сентября 2016

ПСИХООБРАЗОВАНИЕ РОДСТВЕННИКОВ СЕМЕЙ БОЛЬНЫХ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ДАННОГО МЕТОДА ПОМОЩИ В СТРУКТУРЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ПБ СВ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

ВРАЧ-ПСИХИАТР ШАЦ К. И.

Просветительская работа или психообразование родственников (psychoeducation) — это занимающая особое место в структуре комплекса мероприятий психосоциальной реабилитации поэтапно осуществляемая система психотерапевтических воздействий, направленных на информирование членов семьи о психических расстройствах и обучение их методам совладания со специфическими проблемами, обусловленными проявлениями заболевания.

        Психообразовательная программа осуществляется в виде регулярных групповых встреч с семьями, где имеется психически больной человек. Режим проведения групп – один раз в 7 дней (по средам). Длительность группы 1,5 – 2 часа. Состав участников: смешанный по полу, возрасту и степени родства по отношению к больному. В начале и в конце цикла проводится анкетирование участников. Количество занятий – 10 встреч (количество варьируется в зависимости от потребности участников).

        Программа психообразовательных занятий нацелена на удовлетворение потребностей, как в информации, так и на получение практического опыта взаимодействия с больным членом семьи и строятся по правилам работы с людьми находящимися в кризисе. Встречи строго структурированы и существуют по всем законам групповой психотерапевтической работы. Динамика и саморазвитие группы достигается путем перехода от теоретической части к психологическому консультированию. Организованные специальным образом, дают возможность каждому «слушателю» в неформальной, доверительной, психологически щадящей обстановке постепенно достичь цели, которую он перед собой ставит.

Поэтому,

Основной целью психообразования является формирование у членов семей больных с психическим заболеванием адекватного представления

о психических расстройствах и привлечение их к активному участию в лечебно-восстановительных мероприятиях, а также улучшение качества жизни семьи.

Исходя из поставленной цели, задачами данной программы являются:

  • Выработка у членов семей  коммуникативных навыков в повседневной жизни с больными родственниками, как во время госпитализации, так и после выписки;
  • Выработка и поощрение новых стереотипов поведения с больным родственником;
  • Помощь в разрешении конфликтных переживаний, перестройке системы отношений с больными;
  • Выработка оптимального отношения к комплексному лечению (биологическая терапия, психосоциальные мероприятия);
  • Помощь в принятии и осознании факта болезни и ее проявлений, а также изменений, вызванных ею;
  • Повышение комплайенса в лечебном процессе;
  • Демонстрация и обучение  возможностей групповой помощи каждому члену группы;
  • Выявление проблем и декомпенсирующих факторов;
  • Восполнение имеющегося у членов семей больных, страдающих психическими расстройствами, информационного специфического (медицинского) дефицита знаний и предоставление возможности обсуждения информации в группе;

Ожидаемыми практическими результатами являются:

  • Обучение навыкам группового обсуждения и демонстрация эффективности такой работы;
  • Социальная активация и смягчение реакций семьи в ответ на ситуации, связанные с болезнью, госпитализацией и лечением;
  • Образование потенциальных групп самопомощи
  • Снижение и преодоление у членов семей больных  уровня стигматизации;
  • Умения опознавать первые признаки обострения заболевания;
  • Получение семьей  навыков совладания с болезнью;
  • Выработка навыков в решении жизненных проблем;
  • Коррекция искаженных болезнью социальных позиций членов семьи;
  • Повышение уверенности в себе;
  • Устранение эмоционального дискомфорта;
  • Умение свободного выражения чувств;
  • Усвоение и использование поведенческих и эмоциональных навыков, полученных в процессе групповой работы за пределами группового пространства (дальнейшей жизни);

          Основными методами при проведении психообразовательных программ, являются следующие: преподавание (минилекции, просветительская психотерапия), когнитивно-поведенческая групповая психотерапия, варианты коммуникативной терапии и проблемно ориентированные дискуссии в группе, а также — методы улучшения семейных коммуникаций. Используются следующие типы вмешательств психотерапевта: эмоциональная поддержка, стимуляция, разъяснение, уточнение, конфронтация, объективация, интерпретация.

          На некоторых занятиях используется печатная продукция (раздаточный материал) для лучшего усвоения материала. В конце цикла родственники знакомятся с рекомендуемой им доступной литературой, информацией об общественных организациях, помогающих в России подобным семьям.