СПБ ГКУЗ "ПБ Святого Николая Чудотворца"

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница Святого Николая Чудотворца"

Арт-терапия

12 апреля 2019

 

Арт-терапия является одним из направлений современной психотерапии, широко применяемой в лечебно-реабилитационной практике. Посредством изобразительного творчества пациентам удается распознавать и выражать свои чувства, передавая в рисунке то, что зачастую невозможно выразить словами. Этот метод художественной терапии способствует осознанию собственных актуальных переживаний, раскрытию  личностного потенциала. На сегодняшний день арт-терапия нашла широкое применение в психиатрической среде.

 

Экологическая и средовая арт-терапия - новое направление в реабилитации пациентов.

Берегулина Л.Н. врач 18 отделения                                                                     

« Лечит болезни врач,

Но излечивает природа»

Гиппократ.

     Экология подразумевает взаимодействие человека со средой обитания, влияние окружающей среды на человека и влияние человека на среду. Эко-арт-терапия – новое направление в психотерапии, которое осуществляет сохранение, восстановление и создание комфортной и здоровой среды обитания, способствует ощущению эмоционального комфорта и благополучия, повышает эффективность лечения.

   Экотерапия – обозначает различные методы физического и психологического целебного воздействия, основанного на контакте человека с природной средой. С давних времён врачи рекомендовали пациентам, особенно с психоневрологическими заболеваниями, «лечение впечатлениями». «Созерцательное погружение в природу» - даёт эффект снижения «ментальной усталости» R.Kaplan.

    В последнее время в больнице всё большее внимание уделяется окружающей среде, как эффективному лечебному фактору в медицине и социальной работе. На территории, окружающей больницу, мы уже не видим уродливых железобетонных заборов, разделявших прогулочные садики. Эта территория преобразована в свободное пространство с дорожками, растениями, скамьями, удобными для прогулок, общения, отдыха.

При поступлении пациентов из приёмного покоя на отделения больницы мы стараемся  помочь им в процессе адаптации, особенно тем пациентам, которые госпитализированы в психиатрический стационар впервые. Для многих больных это является сильным стрессом, поэтому им необходимо участие, разъяснение и позитивный настрой к лечению. Первичных пациентов чаще всего фрустрирует среда психиатрического отделения: закрытые двери при входе в отделение, открытые входы в палатах, решётки на окнах, контролирующие действия медперсонала. На групповых арт-терапевтических занятиях по теме: «Моё восприятие больничной среды» пациенты часто рисуют зарешёченные окна, замки, заборы – всё, что ограничивает свободу, нарушает идентичность и личностные границы человека.

Однако, встречаются пациенты, чаще, поступающие в больницу повторно, которые воспринимают больничную среду как благо (рис.1).

«Здесь я не один, со мной занимаются, лечат, ухаживают. Солнце светит в окно- мне комфортно».

    Занятия арт-терапии экологической и средовой направленности помогают пациентам психиатрической больницы преодолеть трудности быта, оказывают существенную помощь в лечении. Приходит понимание того, что многие сложные задачи могут решаться благодаря творческой активности людей, объединённых определённой жизнеутверждающей целью. Данная направленность отличается от клинической арт-терапии, главным образом тем, что вместо триады: пациент, арт-терапевт и  произведение искусства, здесь включается ещё окружающая среда. Современные направления арт-терапии расширяют рамки клинического подхода.

    В больнице периодически организуются, для пациентов реабилитационного отделения, пешие прогулки – экскурсии по прилежащим набережным реки Мойки и реки Пряжки.

      Эко-арт-терапия предполагает не только направление во внешнюю среду, но и во внутреннюю. Она предполагает созерцание «внутренних пейзажей» - эмоциональных состояний, физических ощущений, представлений, фантазий и свободных ассоциаций. Происходит «слияние» внутренних и внешних объектов, что связано с символообразованием – важнейшим фактором терапевтического взаимодействия в арт-терапии.

    Так на групповом арт-терапевтическом занятии по теме: «Моё самое комфортное место», пациенты изображают природные пейзажи с деревянными домиками (существующими или воображаемыми), садово-парковые городские территории с уютными скамьями, водоёмами, красивыми растениями. Один пациент, совершенно замкнутый, отвергающий вербальное общение, отыскал своё комфортное место, найдя в журнале фотографию океанского лайнера. Он выполнил коллаж, сказал, что он мечтает совершить кругосветное плаванье на подобном корабле, что именно на таком лайнере он ощущал бы себя комфортно.

Диагностической является тема «Пейзаж моего настроения», где можно увидеть цветочные поляны, залитые солнцем, тёмные, дремучие леса, радугу над рекой или грозу, молнию, ураган, смерч. Фотографии пациентов являются ценным материалом, по которому можно судить о динамике психического состояния.

       Уже несколько лет на занятиях арт-терапии мы используем применение иллюстрирования японских трёхстрочных стихов – хокку. Они очень ярко и образно отражают неразрывную связь человека с природой.

Эта методика может рассматриваться как с диагностической стороны, так и с точки зрения динамики мироощущения и поведения, способствует поиску ресурсов для выздоровления.

 Во время лечебных отпусков некоторые пациенты отправляются за город, посещают парки, ботанический сад, создают альбомы с фотографиями, описанием запомнившихся мест и растений.

     Основная идея эко-арт-терапии заключается в том, что люди способны к активному взаимодействию со средой, в том числе в интересах своего здоровья и выживания. Например: очищение окружающей среды от всевозможного мусора (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, различные упаковочные материалы) – приносит огромную пользу как природе, так и людям. И эти бросовые материалы можно использовать, превращая их в художественные материалы. Композиция из полиэтиленовых пакетов "Подражая Кандинскому" на фото ниже.

     Мы нашли способ использования  пластиковых бутылок, применяя технику изготовления кукол, наподобие, вятских игрушек (фото).

Другие куклы получаются с использованием материалов, применяемых для упаковки  цветов. 

  На групповых и индивидуальных занятиях арт-терапии мы нередко используем природные материалы такие как: глину, песок, камни и др., применяя разные техники.        

     На занятиях по библиотерапии мы стараемся использовать литературные произведения, посвящённые описаниям прекрасной русской природы: А. Чехова, М.Пришвина, К.Паустовского, В.Бочарникова и др. Памятен рассказ А.П.Чехова «Случай из практики», повествующий о болезни молодой девушки – наследнице ткацкой фабрики, которая вынуждена жить рядом с «грохочущим дьяволом» - фабрикой, работающей днём и ночью, низвергающей своё «отравляющее дыхание». Благодаря молодому доктору, к пациентке приходит осознание того, - что является причиной её плохого самочувствия. Невыносимая окружающая среда губительно действует на здоровье человека – объясняет Чехов, призывая на поиск выхода из тупика, к оздоровлению окружающей среды. Используем фантастический рассказ Р.Брэдбери «И грянул гром», повествующий о том, как малейшее нарушение баланса в природе может оказать в будущем непоправимые глобальные изменения во всей биологической и социальной жизни. Некоторые пациенты пишут замечательные стихи, посвящённые родной природе.

        Таким образом, экологическая и средовая арт-терапия всё больше используется в реабилитации пациентов психиатрического стационара. Проникновение арт-терапии в различные среды, где проводится лечение пациентов, их быт и занятия, накладывает свой отпечаток на средовой подход в арт-терапии. Взаимодействие человека с природной средой, безусловно, даёт мощный импульс к оздоровлению. Хочется закончить словами Ф.М.Достоевского: «Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры».

 

                                                                      

Берегулина Л.Н., 2016 Арт-терапия. Кандинский.doc